Изменения в Федеральном Законе "Об образовании в Российской Федерации"

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"»


Основные нововведения в 273-ФЗ (здесь и далее имеется ввиду Закон "Об образовании в Российской Федерации") с точки зрения организации коррекционного образования:


  • В части 5 статьи 42 273-ФЗ первое предложение будет изложено в следующей редакции:
    "При центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.";

На данный момент (согласно действующей редакции 42 статьи 273-ФЗ) на ППМС-центр лишь может быть возложено осуществление функций ПМПК. При этом следует отметить, что, исходя из формулировки указанных изменений, психолого-медико-педагогические комиссии не обязаны функционировать только при центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (а также могут продолжать свою деятельность как самостоятельные юридические лица или на базе иных организаций), однако при наличии ППМС-центра, в его структуре должна быть создана ПМПК.


  • 42 статья 273-ФЗ будет дополнена частью 7 следующего содержания:
    "7. Типовой порядок организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типовой порядок деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.";

Иными словами, указанный Федеральный закон обязывает Министерство просвещения Российской Федерации утвердить наконец (предварительно согласовав с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, а также с Минздравом и Минтруда России) типовой порядок деятельности ППМС-центров.

Напомним, что на данный момент на федеральном уровне отсутствуют нормативные документы, чётко регламентирующие деятельность Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а вся соответствующая федеральная нормативная база исчерпывается только соответствующими Методическими рекомендациями (носящими, соответственно, лишь рекомендательный характер и не являющимися нормативным документом). 


  • В 273-ФЗ формулировка "различные формы умственной отсталости" будет заменена на словосочетание "нарушения интеллекта".

Данное изменение, объяснимое с точки зрения политкорректности, обескураживает выбранной законотворцами формулировкой. Дело в том, что в действующем законодательстве для обозначения лиц, имеющих умственную отсталость, традиционно уже несколько лет используется словосочетание "интеллектуальные нарушения" (включая соответствующие ФГОСы, ФАОПыПорядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программамСанПиН и т.д.).

При этом следует учитывать, что в специальной психологии и коррекционной педагогике традиционно понятие "нарушения интеллекта" является более широким и включает наряду с умственной отсталостью различной этиологии так называемые ментальные (например, при расстройствах аутистического спектра) и когнитивные нарушения (при задержке психического развития, шизотипических расстройствах и т.д.), которые в свою очередь не имеют прямого отношения к умственной отсталости.

Таким образом, представляется вероятным, что могут участиться случаи злоупотребления неточностью законодательства за счёт "жонглирования формулировками", что может повлечь опасность несправедливой отнесения (либо НЕ отнесения) лиц, имеющих различные медицинские диагнозы, формально подходящие под понятие "нарушения интеллекта", к имеющейся на данный момент категории обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и создать множество прецедентов неправильной организации необходимых таким обучающимся специальных условий для получения образования


Указанные изменения вступают в силу с 1 марта 2025 года.



Источник: документ размещён на официальном интернет-портале правовой информации, а также на сайте официального интернет-представительства президента России.