Закон об образовании в РФ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Распечатать

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"

Ключевые выдержки из Закона об образовании в части организации обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью:


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

16) Обучающийся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссией) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

28) Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. 


Статья 12. Образовательные программы

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.


Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.


Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В реализации образовательных программ также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе. 


Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 

1. В Российской Федерации образование может быть получено: 

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). 

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 


Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации относятся: 

6) разработка и утверждение образовательных программ;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

7. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы ... за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.


Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 

1. Обучающимся предоставляются права на

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения ООО (основного общего образования) или после достижения восемнадцати лет

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции

3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.


Статья 41. Охрана здоровья обучающихся

5. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). 


Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации 

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в ППМС-центрах (центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи), а также психологами организаций, в которых такие дети обучаются

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя: 

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. 

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). 


Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций ПМПК (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией.

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.


Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.


Статья 55. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность

3. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК (психолога-медико-педагогической комиссии).


Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

9. Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программамначального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолога-медико-педагогической комиссии) либо на обучение по индивидуальному учебному плану.


Статья 63. Общее образование

4. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.


Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.


Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам

1. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет

По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.


Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с ИПРА (индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида / ребенка-инвалида).

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается использование специальных образовательных программ, специальных учебников, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

4. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата), с ЗПР (задержкой психического развития), с умственной отсталостью, с РАС (расстройствами аутистического спектра), с ТМНР (сложными дефектами / тяжелыми и множественными нарушениями развития) и других обучающихся с ОВЗ.

11. При получении образования обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.



  Назад Распечатать