Рекомендации о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью с учетом необходимости обеспечения индивидуализированного подхода (письмо Минпросвещения России от 30.08.2024 № ДГ-1478/07)

Распечатать

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 30 августа 2024 года № ДГ-1478/07
"О направлении рекомендаций"

В рамках подготовки к 2024/25 учебному году в соответствии с рекомендациями рабочей группы «Защита прав семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с детьми-инвалидами» Экспертного совета Комитета Государственной Думы Российской Федерации по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, состоявшегося 25 января 2024 года, в дополнение к письму от 3 июня 2024 г. № ДГ-930/07 Минпросвещения России направляет рекомендации о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью с учетом необходимости обеспечения индивидуализированного подхода.


Рекомендации о мерах по обеспечению преемственного качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с инвалидностью с учетом необходимости обеспечения индивидуализированного подхода


1. В части материально-технического и дидактического обеспечения специализированным оборудованием, средствами обучения и воспитания, а также кадрового обеспечения специалистами психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к обучающимся с ОВЗ относятся физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

К инвалидам (детям-инвалидам) в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относятся лица, которые имеют нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Инвалиды (дети-инвалиды) также будут относиться к обучающимся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе № 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя в том числе:

  • условия обучения, воспитания и развития, обеспечивающие адаптацию содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ, методов и средств обучения и воспитания, учитывающих особенности психофизического развития таких обучающихся и состояние их здоровья;
  • обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, переводчика русского жестового языка (сурдопереводчика, тифлосурдопереводчика), а также педагогических работников в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
    (часть 3 статьи 79).

Адаптированная образовательная программа определяется в заключении ПМПК, а конкретное материально-техническое, дидактическое оснащение, кадровое обеспечение ее реализации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС), федеральными адаптированными основными программами (далее – ФАОП), а также перечнями средств обучения и воспитания, требуемых для реализации образовательных программ (с учетом уровня образования).

Так дошкольное образование обучающихся с ОВЗ организуется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155) и ФАОП дошкольного образования  для  обучающихся  с  ОВЗ  (утверждена  приказом  Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1022).

Начальное общее образование обучающихся с ОВЗ организуется по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598) и ФАОП начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1023).

Основное общее образование обучающихся с ОВЗ организуется по адаптированной основной образовательной программе основного общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287) и ФАОП основного  общего  образования  для обучающихся с ОВЗ (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025).

Для организации среднего общего образования обучающихся с ОВЗ необходимо разработать адаптированную основную образовательную программу среднего общего образования в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) и федеральной образовательной программой среднего общего образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371).

Общее образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) организуется в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанной в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599), а также федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1026).

В зависимости от численности обучающихся с ОВЗ в образовательной организации, а также их состава в образовательной организации может быть разработана одна или несколько адаптированных образовательных программ.

Подробные разъяснения по указанному вопросу были направлены письмом от 31 августа 2023 г. № АБ-3569/07.

Требования к перечню средств обучения и воспитания для реализации образовательных программ дошкольного образования, в том числе адаптированных, утверждены приказом Минпросвещения России от 20 декабря 2019 г. № 704, для реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – приказом Минпросвещения России от 6 сентября 2022 г. № 804.

Указанные перечни в настоящее время актуализируются.


2. В части своевременного, полного, объективного информирования родительского сообщества о возможных образовательных траекториях ребенка с ОВЗ, в том числе в части выбора образовательной организации; учета родительского мнения обучающихся с ОВЗ в управляющих /попечительских советах образовательных организаций.

Согласно статье 44 Федерального закона № 273-ФЗ родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в том числе:

  • выбирать организации, осуществляющие образовательную деятельность;

  • знакомиться с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

  • знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

  • получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях (или отказаться от такового), получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

  • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

В свою очередь органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации, российское движение детей и молодежи оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Для обеспечения качественного доступного преемственного образования обучающихся с ОВЗ, оказания им психолого-педагогической, в том числе ранней коррекционной, помощи целесообразно включать в состав коллегиальных органов управления образовательной организацией (например, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и иные) представителей из числа родителей (законных представителей) указанных обучающихся.

Кроме того, целесообразно на уровне образовательных организаций организовать взаимодействие с общественными объединениями инвалидов по вопросам получения образования лицами с ОВЗ, с инвалидностью. Ранее соответствующие разъяснения были направлены Минпросвещения России в адрес органов управления образованием субъектов Российской Федерации (от 16 марта 2021 г. № ДГ-579/07).


3. В части максимального вовлечения обучающихся с ОВЗ в воспитательные мероприятия.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Наряду с обучением воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, все обучающиеся с ОВЗ, в том числе получающие образование на дому, с учетом из психофизических особенностей и возможностей должны быть включены в воспитательные мероприятия, в том числе мероприятия дополнительного образования, спортивные мероприятия, мероприятия патриотической и духовно-нравственной направленностей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, предусматривающая одной из основных своих задач повышение эффективности комплексной поддержки обучающихся с ОВЗ, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество.

В целях реализации указанной задачи в образовательные программы, в том числе адаптированные, включаются разработанные на основе федеральных рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы (часть 2 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ).

При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями образовательной организации: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.

В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии) (часть 3 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ), в том числе целесообразно привлекать родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ.

  Назад Распечатать