О ресурсном классе для обучающихся с РАС и направлении практического пособия "Ресурсный класс" (письмо Минобрнауки России от 07.07.2017 № ТС-267/07)

Распечатать

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 7 июля 2017 года № ТС-267/07
«О направлении информации»

15 июня 2017 г. состоялось очередное заседание Экспертного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации по вопросам организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – Совет).

Одним из вопросов заседания Совета было обсуждение моделей организации обучения лиц с расстройствами аутистического спектра, одной из которых является ресурсный класс, позволяющий обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы федерального управления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающийся с ОВЗ), инвалидами, детьми-инвалидами, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Модель «ресурсный класс» обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде. Дети, как правило, обучаются по индивидуальному учебному плану, разработанному в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии.

Ресурсный класс – это не отдельный класс для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе. Это специальная образовательная модель, позволяющая создать для обучающегося, в зависимости от его потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный класс, а ресурсный класс – это место, где ему оказывается поддержка специалистов.

В ресурсном классе обучение проходит по адаптированным образовательным программам, обучающиеся последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов, посещают уроки по школьным предметам, которые они могут изучать вместе со своими сверстниками при поддержке тьютора. При этом процент времени совместного обучения для каждого из учеников может быть разным. На уроках в общеобразовательном классе учеников сопровождают индивидуальные тьюторы, которые при необходимости помогают им в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями восприятия ученика, которого он сопровождает.

Интенсивность поддержки определяется для каждого ученика индивидуально, в соответствии с интеллектуальными дефицитами, наличием или отсутствием проблемного поведения. Эта поддержка постоянно модифицируется на основании изменений, происходящих с самим ребенком, и с учетом его возраста.

Научные обоснования применяемого в модели «ресурсный класс» метода обучения и коррекции нарушения развития детей с расстройствами аутистического спектра, особенности организации образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, функциональные обязанности кадрового состава специалистов, организационно-методические вопросы и материально-техническое обеспечение ресурсного класса описаны в практическом пособии «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе».

Пособие выпущено при участии Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и АНО содействия инклюзии детей с РАС «Ресурсный класс».

Пособие доступно для скачивания по ссылке:
http://outfund.ru/wp-content/uploads/2016/10/4_RK_preview.pdf.

Заместитель министра
Т.Ю. Синюгина


  Назад Распечатать