Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (письмо Минпросвещения от 20.02.2019 № ТС-551/07)

Распечатать

Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 20 февраля 2019 года № ТС-551/07

“О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”


Упоминаемые в данных Разъяснениях приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 и Приказ Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н заменены аналогичными:
При этом данные Разъяснения остаются актуальными (т.к. суть вышеуказанных документов в поднимаемом вопросе не изменилась).

Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1–6 обучающихся с ОВЗ (с учётом их особенностей).

Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
  • педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
  • организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
  • организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ
Таким образом, тьютор – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
  • обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;
  • оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
  • оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
  • оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
  • оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
  • оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Таким образом, должность ассистента (помощника) не относится к должностям педагогических работников.

Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) указывается в заключении ПМПК.

В случае отсутствия в заключении ПМПК таких рекомендаций ППк образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника).

Консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы.

Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций ПМПК или с учетом рекомендаций ППк образовательной организации.

Количество необходимых часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.) определяется индивидуально для каждого обучающегося.

  Назад Распечатать