Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (письмо Минпросвещения от 20.02.2019 № ТС-551/07)
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации
от 20 февраля 2019 года № ТС-551/07
“О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
Упоминаемые в данных Разъяснениях приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 и Приказ Минтруда России от 10 января 2017 г. № 10н заменены аналогичными:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- Профессиональным стандартом "Специалист в области воспитания"
Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1–6 обучающихся с ОВЗ (с учётом их особенностей).
Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) указывается в заключении ПМПК.
В случае отсутствия в заключении ПМПК таких рекомендаций ППк образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника).
Консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы.
Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций ПМПК или с учетом рекомендаций ППк образовательной организации.
Количество необходимых часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.) определяется индивидуально для каждого обучающегося.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1–6 обучающихся с ОВЗ (с учётом их особенностей).
Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников, требования к квалификации – высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
- педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
- организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся
- организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
- обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;
- оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
- оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
- оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
- оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
- оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) указывается в заключении ПМПК.
В случае отсутствия в заключении ПМПК таких рекомендаций ППк образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника).
Консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы.
Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций ПМПК или с учетом рекомендаций ППк образовательной организации.
Количество необходимых часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.) определяется индивидуально для каждого обучающегося.