Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования (Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373)

Распечатать

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации 
от 31 июля 2020 года № 373
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

Ключевые выдержки:

Вступает в силу с 1 января 2021 года.

3. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.

4. Форма получения дошкольного образования определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения дошкольного образования учитывается мнение ребенка (ч. 4 ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

16. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида).

Условия для получения образования детьми с ОВЗ определяются в заключении ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) (п. 21 Положения о ПМПК, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082).

19. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ОВЗ организацией обеспечивается:

  1. для детей с ОВЗ по зрению: присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь, и обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;

  2. для детей с ОВЗ по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

  3. для детей, имеющих НОДА (нарушения опорно-двигательного аппарата), материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

20. Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или отдельных образовательных организациях (ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:

  • для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет

  • для детей с ФФНР (фонетико-фонематическими нарушениями речи) - 12 детей в возрасте старше 3 лет

  • для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп

  • для слабослышащих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет

  • для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп

  • для слабовидящих детей - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет

  • для детей с амблиопией, косоглазием - 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет

  • для детей с НОДА (нарушениями опорно-двигательного аппарата) - 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет

  • для детей с ЗПРР (задержкой психоречевого развития) - 6 детей в возрасте до 3 лет

  • для детей с ЗПР (задержкой психического развития) - 10 детей в возрасте старше 3 лет

  • для детей с ЛУО (умственной отсталостью легкой степени) - 10 детей в возрасте старше 3 лет

  • для детей с УУО, ТУО (умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени) - 8 детей в возрасте старше 3 лет

  • для детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) - 5 детей для обеих возрастных групп

  • для детей с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития, со сложными дефектами) - 5 детей для обеих возрастных групп

Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:

  • в возрасте до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ОВЗ

  • в возрасте старше 3 лет: не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с НОДА, или детей с УУО, ТУО, или с РАС, или детей с ТМНР

  • не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих ТНР, или детей с ЛУО

  • не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с ЗПР, детей с ФФНР

Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.

При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ОВЗ; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.

21. При получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах компенсирующей направленности в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) на каждую группу:

  • для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших) - не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (сурдопедагога), не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога

  • для детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, с амблиопией и косоглазием) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (тифлопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога

  • для детей с ТНР - не менее 1 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы педагога-психолога

  • для детей с НОДА - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 0,5 штатной единицы ассистента (помощника)

  • для детей с РАС - не менее 0,5 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагогога) и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда

  • для детей с ЗПР - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога) и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда

  • для детей с УО (умственной отсталостью / интеллектуальными нарушениями) - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога (олигофренопедагога), не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда и не менее 1 штатной единицы педагога-психолога

  • для детей с ТМНР - не менее 1 штатной единицы учителя-дефектолога и (или) педагога-психолога, не менее 0,5 штатной единицы учителя-логопеда, не менее 1 штатной единицы ассистента (помощника)

На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых), или РАС, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) - не менее 1 штатной единицы тьютора.

При получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица:

  • учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога) на каждые 5 - 12 обучающихся с ОВЗ

  • учителя-логопеда на каждые 5 - 12 ОВЗ

  • педагога-психолога на каждые 20 обучающихся с ОВЗ

  • тьютора на каждые 1 - 5 обучающихся с ОВЗ

  • ассистента (помощника) на каждые 1 - 5 обучающихся с ОВЗ

22. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях (ч. 5 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").


  Назад Распечатать